25 | 06 | 2019

logotip

Главное меню
Авторизация
Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация

Поля со звёздочкой (*) обязательно должны быть заполнены.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *
Reload Captcha
Сейчас на сайте

Сейчас 312 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

emblema-640x386

banner-133x133

Сибирь

SibirЛитературно-художественный журнал основан в 1930 году, первый номер вышел в 1931 году. Первоначально назывался «Будущая Сибирь» просуществовал под этим названием с 1931 по 1935 года, затем — «Новая Сибирь» (19361957), «Ангара» (19581970) и более 40 лет — «Сибирь» (с 1971). В журнале публикуется проза, поэзия, краеведение, критика, публицистика.

Главным редактором журнала является иркутский прозаик Александр Донских. Учредитель — Иркутское региональное отделение Союза писателей России. Журнал выходит при финансовой поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области.

Уже 87 лет приходит к читателям этот литературно-художественный и культурно-просветительский журнал писателей Восточной Сибири. Рубрики журнала могут удовлетворить потребности самых различных групп населения. На его страницах выступает общественная и литературная элита города и области, с подробным анализом происходящего, первые произведения молодых писателей и публикации знаменитостей можно найти, пожалуй, только в «Сибири». Только здесь печатается критика творчества местных писателей, публицистические материалы по крупным событиям в сфере культуры. Часто читатели собирают систематизированный материал по празднованию Дней русской духовности и культуры «Сияние России», по прохождению театрального фестиваля им. А. Вампилова и по другим крупным областным и региональным событиям.

Журнал востребован и связано это с краеведческим направлением школьных и ВУЗовских программ, с патриотической деятельностью общественных организаций и политических партий.

В 2016 году премию 1-й степени и серебряную медаль Александра Невского получил главный редактор, прозаик Александр Донских. Журнал «Сибирь» был признан лучшим изданием года в России.

Второй выпуск журнала «Сибирь» за 2017 год полностью посвящен классику «деревенской прозы» Валентину Григорьевичу Распутину.

Над содержанием номера работали знакомые и друзья Валентина Распутина. Авторы уверены, что воспоминания близких людей писателя помогут читателям лучше узнать и понять его творчество.

Для тех, кто не сможет приобрести журнал, на сайте «Литературная карта Приангарья» выложена бесплатная электронная версия номера (http://litera.irklib.ru/object/1813646976?lc=ru).

Открывается журнал интервью с митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом «Он всегда для меня оставался учителем, аввой…». Митрополит вспоминает Валентина Григорьевича, как человека православного, а его произведения называет духовными. Позже у них была совместная работа над Днями русской духовности и культуры в Иркутске, но Митрополит отзывался о Валентине Григорьевиче, как об учителе.

Sibir1

Вот слова митрополита Вадима: «Те или иные личности Богом даны не случайно, они даны для нашего спасения, для нашего размышления, осознания. Как сибиряк святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил след на земле, так и Валентин Григорьевич.  Это духоносный человек, и потому я бы не стал разделять, светская его литература или духовная. Всё, что им написано, касалось духа человека. Вечная и блаженная ему память. Конечно, мы понимаем, чего лишились, и порой такое пронзительное чувство тоски, неизбывной тоски, находит: его нет, а так бы хотелось, чтоб он был».

Продолжает журнал стихотворная рубрика «Венок Валентину Распутину» под оглавлением «Когда планета на распутье…».

Я сну ничуть не удивился,

Который всплыл со дна души:

Опять всю ночь Распутин снился

И говорил мне: «Что ж, пиши,

Но только правду! Правду жизни,

А не подобие ее…»

«Правда жизни» Георгий Замаратский

Вот такой наказ в стихах, представил вниманию читателей поэт из Железногорс-Илимского Георгий Иннокентьевич Замаратский.

И еще много разных стихотворений о Валентине Григорьевиче, из разных уголков нашей страны напечатано на страницах журнала.

Анатолий Байбородин представил на суд читателей беседу с Распутиным «Возвращение России», которая состоялась еще в 1990 году. Анатолий говорит: «Ныне, спустя четверть века, трижды беседу с Распутиным под разными за­головками, иногда в сокращении, печатали в прибайкальских изданиях, и, чудом откопав рукопись в своих архивных залежах, предлагаю её читателям; и не в связи с упокоением всесветно славленого русского писателя, не ради согрева души и рук в лучах славы, а потому, что мысли, изложенные в беседе, и сегодня злободневны».

Опубликовано предисловие к «Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири». Автор этого труда Галина Витальевна Афанасьева-Медведева, более четверти века собирала по отдаленным селам и деревням материал. Записывала, фотографировала и наконец-то решилась оформить все это в «Словарь». К первому тому предисловие написал научный редактор Ф. П. Сороколетов, но требовалось сказать и о высоких художественных достоинствах книги. Она обратилась к Ивану Комлеву, который посоветовал обратиться к Валентину Григорьевичу. После ознакомления с рукописью Распутин написал предисловие «Русь сибирская, сторона байкальская».

Sibir2

Напечатаны диалоги В. Г. Распутина с критиком Надеждой Семеновной Тендитник и Виктором Кожемяко.

Надежда Тендитник начала свой разговор с детских лет писателя, которые пришлись на военное и послевоенное время, о том какое влияние оказало это лихолетье на творческое воображение Валентина Григорьевича, о том, как формируется круг чтения в современное время. В заключении поговорили о соотношении духовного и нравственного опыта поколений через женские образы в творчестве писателя.

На это Валентин Григорьевич Распутин ответил: «В традициях русской литературы доверять именно женским образам выражение основных авторских мыслей. Так было в прошлом веке, так и в нынешнем веке продолжается. Связано это вообще с ролью женщины в нашей жизни. Женщина — содержательница и хранительница семейного очага, мать и воспитательница детей. И то, каким будет человек, с каким сердцем он станет жить, в большей степени зависит от мате­ри, чем от отца. Женщина — мягкость, нежность, доброта и душевность, красота и тайна человеческая. Женщина — глубина и чуткость чувств, их предельная развитость и отзы­вчивость. Но вместе с тем — житейская мудрость, наследованная от поколения предков, потому что женщина, оставаясь с семьёй, не могла растерять её по ближним и дальним дорогам. И верность национальным традициям в одежде, кухне, хозяйстве, песнях, новых и старых обрядах, и терпение, огромная душевная сила и крепость, верность неписаным моральным законам — это тоже в женщине. Поэтому она для литературы была и остаётся благодатным, надёжным материалом, без которого никак не обойтись не только в любов­ных сценах (которые тоже важны для литературы), но и в постановке и решении самых глубоких гражданских и человеческих проблем».

Беседы известного публициста Виктора Кожемяко с выдающимся русским писателем Валентином Распутиным начались без малого двадцать лет назад. За эти годы Россия переживала и продолжает переживать нескончаемые трагедии - расстрел парламента и Чеченскую войну, гибель "Курска", взрывы жилых домов и на станциях метро, крушение самолетов, дефолт, принятие закона о продаже земли, беспредел преступности, разрушение русской культуры и нравственности...

Sibir3

 Мы утратили национальную память и чувство Родины, и все очевиднее наш народ превращается в народонаселение. "Россию продали, только название осталось..." - говорят при встрече с писателем местные жители сибирских деревень в документальном фильме "Река жизни, Валентин Распутин" (2011). По берегам его родной Ангары - разруха, развал, запустение, безработица, безысходность... Пророческий взгляд писателя на самые болевые современные проблемы и будущее России - в этих беседах.

Альберт Гурулев опубликовал свои воспоминания о Валентине Григорьевиче в очерке «Струны памяти». На протяжении долгих лет, начиная со студенчества и до самой последней поездки за голубикой, которая состоялась в 2014 году, тогда еще никто не знал, что поездка эта будет прощальной. С улыбкой наблюдали попутчики, за уставшим от недугов Валентином, как радуется он жизни. А утром пошли за ягодой, а вокруг тайга! Вот и свиделся Валентин с тайгой в последний раз.

Статья красноярского журналиста, писателя Владимира Зыкина «Валентин Распутин. Комсомольские годы в Красноярске» повествует о работе Валентина в Красноярске, в газете «Красноярский комсомолец». О становлении Распутина как журналиста и писателя. В те годы вышла первая повесть «Деньги для Марии» и «сразу стало ясно: появился новый народный русский писатель. Народным был язык его прозы. Народными были и созданные им характеры».

Иркутский журналист Владимир Ходий написал об историческом семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока в Чите. В статье «Три дня мы были в перестрелке…» рассказано о целой плеяде молодых незаурядных литераторах, которым семинар дал толчок к ускорению их профессионального роста.  Именно тогда возникла «Иркутская стенка» молодых писателей-уникальное явление в отечественной литературе второй половины ХХ века. Представил читателям и неизвестные страницы публицистического наследия Валентина Распутина, обнаруженные в подшивках «Красноярского рабочего» за прошлые годы, хранящиеся в Научной библиотеке Иркутского университета. Это: «Как писать «правильно»»; «Каким запомнили героя…»; «Дело о выселении, или История с подлостью»; «Цена равнодушия»; «Было у матери четыре сына»; «Имена».

После издания повести «Деньги для Марии» в 1967 году Валентин Распутин был принят в Союз писателей СССР, стал профессиональным писателем. Эта повесть представлена на страницах журнала «Сибирь».

В разделе «Литературоведение» Вера Харченко, доктор филологических наук Белгородского национального исследовательского университета, представила исследование на тему «Христианские мотивы в творчестве В. Г. Распутина». Анализируя тексты писателя, она проводит аналогии с заповедями и догматами церковными.

«В повести о трагедии дезертирства «Живи и помни» главной героиней становится жена Гусь­кова Настёна. Не гладко складывалась её семейная жизнь, но она остаётся верной и своему мужу, и своей судьбе. Чем не модель поведения, завещанная Татьяной Лариной?

Настёна никогда не оглядывалась назад, не жалела о сделанном, не спохватывалась, что где-то когда-то надо было повернуть не сюда, а туда. Жизнь не одёжка, её по десять раз не приме­ряют. Что есть — всё твоё, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится. С Андреем Настёне выпадали тяжёлые дни, но даже и в мыслях она не переиначивала свою судьбу; поправлять наперёд — поправляла, но по готовому не перекраивала и рядом с собой другого мужика не представляла. Тогда и из себя надо делать другого человека — как можно? Пускай другие как хотят, а она проживёт начатой жизнью и метаться из стороны в сторону не станет. Она дож­дётся своего счастья.

Здесь высвечивает христианский мотив (концепт) смирения, однако смирения не унылого, не вынужденного, но спокойного, высокого. Кстати, достоинство христианского поведения просматри­вается и в манере одеваться.

«Потому и любила Настёна по вечерам, покончив с делами, пусть ненадолго, да переодеться в чистое, что невольно тогда являлось ощущение своей молодости и красоты, того капризного богатства, которое чем дальше прячешь, чем меньше помнишь, тем быстрее оно убывает. А пе­реодевшись, Настёна и ступала осторожно, словно боясь в себе что-то повредить, и улыбалась ласковей и теплей, опять-таки словно оберегая какую-то свою, её одной касающуюся тайну, для которой ещё не наступило время…»

Валентина Иванова, иркутский культуролог написала о повести «Последний срок», о творческом союзе Валентина Распутина и художника Сергея Элояна, который смог передать в своих иллюстрациях дыхание прозы писателя.

И в заключение хочется привести слова главного редактора журнала «Сибирь» Александра Донских: «Как мы, сибирцы, иркутцы (где-то обнаружил эти непривычно и свежо звучащие сло­ва), относимся к Валентину Григорьевичу Распутину? Мы его любим. Лично я вижу в нём человека исконной русской души, способной распахиваться перед всем человечеством безо всяких практических соображений. Знаете, не хочется говорить о нём торопливо, скороговоркой, тем более как-нибудь хвастливо, а — хочется думать о нём. Я когда-то написал очерковую заметку: «Молитвы Валентина Распутина», в которой сравнил его творчество с молитвой, с молитвой за всех нас, за Россию. И теперь, после его ухода, в особенности тянет думать о нём молитвенно, высоко, в тишине, обращаясь к его строкам».

Календарь событий
ИЮНЬ 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Фотогалерея

 

Голосование

Вам нравится новый сайт библиотеки?